Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Теоретическая актуальность настоящего исследования связана с тем, что память – психический процесс, без которого невозможна полноценная человеческая жизнь. Любые события, происходящие с человеком, фиксируются в памяти и в совокупности складывают обобщенный жизненный опыт, которым человек пользуется всю дальнейшую жизнь. Рассматривая значение человеческой памяти в более широком смысле, можно считать, что прогресс в развитии человечества возможен благодаря данному психическому процессу, ведь благодаря расширению объема собственной памяти человек разумный выделился из животного мира.
Практическая актуальность настоящего исследования, на наш взгляд, связана с тем, что проблемой и загадкой по сей день остаются некоторые свойства памяти, оставшиеся не исследованными и в настоящее время, а память остается не изученной, человечество не разгадает сущности ряда других феноменов, к примеру, интеллекта. При этом, И.Т Головченко утверждает доказанность того факта, что память человека носит индивидуальный характер [3, с. 14]. Индивидуальные особенности памяти описаны в ретроспективных работах психологов, а так же в современных работах ученых, таких как А.П. Ивлева и Г.А. Хромов [4], А.А. Куликович [7], Е.Е. Ольминская [11], Я.С. Супонева и М.И. Гридасова [16] и др. Изучение личностных различий в памяти позволит определить направления дальнейших исследований данного психологического процесса. В связи с этим, целью настоящей работы является изучение индивидуальных особенностей памяти людей.
Согласно цели исследования ставим перед собой ряд задач:
1. Рассмотреть теоретические основы индивидуальных особенностей памяти: состояние проблемы и ее исследование.
2. Изучить ведущие характеристики памяти.
3. Провести экспериментальные исследования особенностей памяти.
Объект исследования – память как психологический процесс.
Предмет исследования – индивидуальные особенности памяти.
В качестве гипотезы исследования выступает суждение о том, что каждая личность имеет индивидуальные различия (особенности) памяти, которые проявляются в различных сферах ее мнемической деятельности.
Методы исследования: теоретического характера – анализ психологической литературы, синтез, обобщение, аналогия, сравнение. Эмпирического характера – психологическая диагностика с помощью теста зрительной и слуховой памяти Р. Меша, методы описательной математической статистики, качественный и количественный анализ эмпирически полученных данных.
1. Индивидуальные особенности памяти: состояние проблемы и ее исследование
1.1 Сущность памяти как психологического феномена
Память как явление характерна для всех биологических существ. Молекулы ДНК – это огромное количество информации и «хранилища» памяти. Особенности объектов запоминаются организмом на клеточном уровне и передаются по наследству. Психологический феномен памяти характерен и для человека [5, c 57].
Е.Е. Ольминская под памятью понимает психический процесс восприятия, хранения, изменения, воспроизведения информации [11, с. 50]. С другой стороны, Я.С. Супонева и М.И. Гридасова под памятью подразумевают базисный источник познавательной информации – методы подготовки и извлечения прошлых событий, которые позволяют повторно использовать объекты или обращать их в знания [16, с. 100]. Согласно определению А.А. Куликович, память – это способность думать или помнить. Автор считает, что память двухкомпонентна, и имеет свойства устойчивости или одиночества разума после отсутствия того, что его вызвало [7, c 90]. А.Я. Левковская придерживается мнения, что, память – это запись, сохранение и воспроизведение следов прежнего опыта, дающего человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта, после того как вызвавшие их явления исчезли. А.Я. Левковская считает, что явления памяти могут в равной мере относиться к эмоциональной сфере и сфере восприятий, к закреплению двигательных процессов и интеллектуального опыта [8, c 75]. В Большой Советской Энциклопедии указано: память – это способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, которое выражается в возможности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакции организма и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения [16].
Высокое значение памяти человек придавал издревле – в греческой мифологии существовала богиня памяти – Мнемозина. Древние греки придавали первостепенное значение памяти, которая определяет всю умственную деятельность человека. В настоящее время процесс памяти изучается нейрофизиологами, когнитивными психологами и другими представителями психолого-медицинской науки. Но единой теории памяти в мире не существует – множество гипотез представлено передовыми деятелями научного сообщества.
А.А. Куликович, в своей работе, освященной изучению психических процессов, проводит анализ международных психологических исследований по данной теме. При этом автор особенно выделяет труды П.П. Блонского, Л.С. Выготского, З.М. Истомина, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперина, П. Жане, О.С. Лебедевой, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна. В своей книге «Современные аспекты изучения психических процессов» А.А. Авдеева, М.И. Порошникова, объяснили ход феномена памяти в контексте исторического развития: согласно представлению Аристотеля: помнить – значит иметь образ, как некое воспоминание. Внешнее тело, которое очень активно, вызывает изменение настроения, которое никогда не исчезнет, даже если тело, вызвавшее это изменение, больше не существуют. Остается изображение как оттиск. Превосходство первого систематического исследования паттерна памяти ребенка приписывается отечественному психологу Л.С. Выготскому. Впервые вопрос о развитии паттернов памяти был предметом специального исследования вместе с А.Н. Леонтьевым, Л.В. Занковым. Было отмечено, что паттерны памяти представляют собой сложную форму умственной деятельности, социального происхождения и коммуникации в ее структуре, а также важнейшие этапы в развитии процесса сложного запоминания [1, c 104].
Типы выражения памяти различны и связаны с разными проявлениями социального взаимодействия. Исследователи отмечают, что между эмоциями и памятью существует прямая связь. Позитивно окрашенные события лучше запоминаются, когда человек находится в хорошем настроении, и наоборот, грустные и печальные события легче запоминаются, когда человек находится в соответствующем настроении. Это явление называется «конгруэнтностью настроения» [12]. При этом качество запоминания может существенно различаться, что выявляется при воспроизведении информации. Человек, оказавшийся в стрессовой ситуации, может вообще не помнить подробностей и даже основных сцен событий, он в этот момент «шокирован». При этом один параметр будет настолько важен, что «поглотит» внимание человека, и качество воспроизведения этой информации будет очень высоким. Человек может забыть структуру и содержание травмирующих событий, с одной стороны, и в то же время хорошо запомнить свои эмоции, связанные с этим событием. Эмоции в таких ситуациях служат «красным флагом», не позволяющим человеку вспомнить детали, они являются символом, кодом, который предопределяет будущее поведение человека.
Существует также прямая зависимость между памятью и мотивами человека. Например, субъект, который в данный момент ведет переговоры по важному для него вопросу, будучи прерванным, будет помнить цепочку вербализации намного лучше, чем, если бы переговоры были завершены. Это эффект незавершенного действия.
Таким образом, проанализировав методическую и психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод, что многие исследователи называют память нереальным процессом. Это интеллектуальный процесс, о котором психологи до сих пор не подозревают, несмотря на то, что их исследования продолжаются более десяти лет. Современная психология продолжает изучать явления памяти, представляет новые теории, стимулирует новые экспериментальные исследования, собирает и обогащает соответствующие основы, создает новые теории и модели памяти.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авдеева, А.А., Порошникова, М.И., Хабарова, С.И. Современные аспекты изучения психических процессов / А.А. Авдеева, М.И. Порошникова, С.И. Хабарова // Сборник статей Тюменского государственного университета. Вып. 7. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2020. – С. 104–120.
2. Володарская, С.Ю., Николаенкова, А.А., Панкратов, О.Г. Изучение онтогенеза памяти в современной психологии: особенности содержания научных исследований / С.Ю. Володарская, А.А. Николаенкова, О.Г. Панкратов // Вестник Томского государственного университета. Вып. 1. Психология и педагогика. – Томск: Издательство Томского государственного университета, 2018. – С. 92–106.
3. Головченко, И.Т. Исследования свойств и видов памяти в современной научной литературе / И.Т. Головченко // Сборник статей Омского государственного университета. Вып. 4. – Омск: Издательство Омского государственного университета, 2021. – С. 14–23.
4. Ивлева, А.П., Хромова, Г.А. Принципы и ситуации применения знаний о психических процессах человека // Современная гуманитарная наука. – 2019. – № 8. – С. 60–72.
5. Казанкова, И.М., Поршнева, А.А. Психические процессы / И.М. Казанкова, А.А. Поршнева. – Тула: Приоритет, 2021. – 360 с.
6. Карпова, Т.П., Гаврилов, Г.А., Петровская, А.М. Психологические исследования памяти: научный дискурс / Т.П. Карпова, Г.А. Гаврилов, А.М. Петровская // Сборник материалов межвузовской научной конференции «Практические основы изучения гуманитарной науки». – Самара: Самарский государственный университет, 2019. – С. 58–70.
7. Куликович, А.А. Современные теории памяти / А.А. Куликович. – Воронеж: Перспектива, 2021. – 320 с.
8. Левковская, А.Я. Память как объект научного исследования / А.Я. Левковская // Современная психология. – 2020. – № 1. – С. 75–90.
9. Машинина, П.И. Исследование особенностей нарушений памяти в детском возрасте: психолого-педагогический анализ / П.И. Машинина // Материалы научно-практической конференции «Общество в XXI веке». – Калининград: Балтийский федеральный университет им. И. Канта, 2019. – С. 124–136.
10. Методика «Изучение произвольной и непроизвольной памяти» // FindOut. – URL: https://findout.su/2x5385.html (Дата обращения: 17.12.2021)
11. Ольминская, Е.Е. Роль памяти в развитии познавательных возможностей человека / Е.Е. Ольминская // Педагогические технологии в России и за рубежом. – 2021. – № 3. – С. 50–62.
12. Панкова, Т.И., Берестенева, Л.Ю. Значение и содержание педагогических технологий в контексте организации психологических исследований / Т.И. Панкова, Л.Ю. Берестенева // Материалы научно-практической конференции «Актуальные вопросы изучения психологических исследований в контексте современных социально-экономических условий». – Красноярск: Красноярский государственный университет, 2021. – С. 164–178.
13. Радомская, Ю.Т., Плюшенков, С.В. Исследования памяти детей и подростков / Ю.Т. Радомская, С.В. Плюшенков // Сборник статей Волгоградского государственного университета. Вып. 1. Социальные и гуманитарные науки. – Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2020. – С. 88–100.
14. Слепакова, И.М., Радминская, Е.А. Память как психологическое явление: историографический экскурс / И.М. Слепакова, Е.А. Радминская // Вестник Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина. – 2019. – № 3. – С. 68–80.
15. Самойлова, В.А. Принципы и методы исследования памяти и методов ее исследования / В.А. Самойлова // Современная психология. – 2020. – № 7. – С. 30–40.
16. Супонева, Я.С., Гридасова, М.И. Исследование памяти как актуальное направление психологических исследований / Я.С. Супонева, М.И. Гридасова // Вестник Иркутского государственного университета. – 2020. – № 8. – С. 99–113.
17. Хорошева, В.И., Соколовская, А.В. Принципы проведения анализа мнестических процессов человека: основные параметры и критерии оценки / В.И. Хорошева, А.В. Соколовская // Материалы международной научной конференции «Психология в России и за рубежом в ракурсе социально-политических перемен». – Волгоград: Волгоградский государственный университет, 2018. – С. 50–63.
18. Черепанова, И.М., Федорова, С.С. Современные исследования памяти: теория и практика исследования / И.М. Черепанова, С.С. Федорова // Технологии современных гуманитарных исследований. Сборник статей. – Воркута: Смысл, 2021. – С. 59–70.
19. Юрченко, М.М., Соболева, А.М., Велигодская, П.И. Трудности изучения концептуальных особенностей личности человека в современных социально-культурных условиях развития общества / М.М. Юрченко, А.М. Соболева, П.И. Велигодская // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы исследования проблематики современных психологических исследований: российская и зарубежная практика». – Пермь: Пермский государственный институт, 2021. – С. 30–45.